Содержание:
- Что такое сторителлинг
- Применение сторителлинга
- Как создать увлекательную историю
- Главные принципы сторителлинга
- Как научиться сторителлингу
- Классические техники сторителлинга
- Ошибки новичков
Что такое сторителлинг
Информацию можно передать совершенно разными методами, но, чтобы завоевать внимание пользователей надолго, придется постараться. Лучше других методов с этой задачей поможет справиться сторителлинг.
Что это такое? Простыми словами, сторителлинг - это искусство погружать читателя, в нашем случае интернет-пользователя, в реальность, рассказывая живую историю.
Вы пробовали когда-нибудь взять читателя за руку и провести по странице так, словно вы идете по улице, дышите свежим воздухом и говорите о важном? Сторителлинг как раз об этом.
История может быть реальной или выдуманной, но обязательно:
- выразительной
- динамичной
- эмоциональной
- интригующей.
Сторителлинг - манипуляция, в хорошем смысле этого слова. Так как же использовать силу историй в своих целях?
Применение сторителлинга
Техника “рассказывания историй” применяется в совершенно разных областях - от литературы, PR до медицины и науки.
Но желание захватывающей игры с аудиторией может сыграть с автором злую шутку. Не всегда пользователь обрадуется, увидев на сайте динамичную историю с сюжетом и множеством дополнительного медиа-контента. Нужно понимать, когда сторителлинг уместен, а когда - нет.
Журналистика
Здесь истории подходят как нельзя лучше, будь то авторская колонка в журнале или онлайн-интервью. Журналистика и художественная литература часто идут бок о бок: волнующие общество темы излагаются живым языком, не утрачивая последовательности и фактажа.
Печатные и интернет-издания могут как полностью основываться на структуре сторителлинга, так и использовать лишь некоторые его приемы, создающие “эффект присутствия” рассказчика - эмоция, внедрение персонажа, визуализация.
Реклама
Обычно рекламу с полноценным сценарием, героями, а то и историей, растянувшейся на несколько лет, могут себе позволить мировые бренды, которые стали для потребителей целой эпохой - Pixar, Virgin, IKEA, LEGO, Red Bull.
Конкуренция вынуждает бренды думать шире и заниматься продажей не продукта, а эмоций. Отсюда и желание воздействовать сразу на все каналы восприятия информации потребителями - визуальные, аудиальные, дигитальные.
Обучение персонала
Техники сторителлинга активно применяются в корпоративном обучении персонала. Это могут быть тренинги с разбором тех или иных кейсов, история успешного руководителя, яркие примеры карьерного роста внутри компании.
Копирайтинг
А вот здесь осторожнее с вдохновляющими мир историями. Если мы говорим о деловых текстах, характеристике товаров или блоке новостного портала, то инструментам сторителлинга в них не место за редкими исключениями. Пользователи пришли за информацией и лаконичным ответом на вопрос.
Что касается продающих текстов, то грамотно преподнесенная история способна в разы увеличить охват аудитории. Если читатель уходит со страницы вдохновленным и замотивированным, то он точно вернется за новой порцией эмоций.
Как создать увлекательную историю
Как же вызвать эти эмоции у пользователя? Сторителлинг - мастерство, которому нужно учиться и совершенствоваться от текста к тексту. Мы сформулировали основные правила сторителлинга, которые помогут создать идеальную динамичную историю.
- Погружайтесь в материал. Публиковать контент нужно либо хорошо, либо никак. Если вы беретесь за сторителлинг, вы должны помнить не только о сюжете, но и об основном месседже в истории. Продумайте детали и изучите тему на глубинном уровне.
- Подбирайте медиаконтент в соответветствии с текстом. В обычной статье картинки просто вызывают ассоциации с предметом обсуждения, сторителлинг же должен погружать читателя в отдельный мир. Если вы пишете о путешествиях, используйте динамические фоны тех мест, о которых рассказываете. По возможности, дополняйте историю аудио- и видеоконтентом.
- Соблюдайте стиль. Используйте два-три гармонирующих между собой шрифта, давайте тексту пространство отступами между смысловыми блоками. Цепляйте взгляд читателя заголовками и подзаголовками к материалу.
- Пишите полезно. Это самое важное правило мы вынесли в конец только для того, чтобы после всего прочитанного вы не забыли о нем и оценили значимость. Есть ли смысл создавать красивую насыщенную историю с сюжетом, если пользы для читателя в ней ноль? Разумеется, нет. Будьте честны и открыты с теми, кто пришел к вам на сайт.
И еще. Помните о том, что пользователь в течение нескольких секунд принимает решение - остаться на сайте или уйти. Поэтому не забывайте о броских заголовках, которые должны выделить ваш контент из тысяч подобных.
Главные принципы сторителлинга
Какой бы продуманной ни была ваша история, будьте готовы к тому, что большинство пользователей не готовы тратить время на чтение объемных текстов. И, в лучшем случае, это будет скимминг-чтение или, так называемое, “снятие сливок”.
На сегодня это самая распространенная техника чтения: пользователь пробегает глазами по странице, останавливает взгляд на важных для себя моментах - заголовки, цитаты, и принимает решение о том, чему можно больше времени.
Для этого вам и нужны отличные заголовки, которые заставят пользователя остановиться, вернуться к началу и прочесть всю статью, а не пролистать ее, выделив пару интересных моментов.
Научиться хорошо рассказывать историю можно, с каждой статьей вы, так или иначе, будете совершенствоваться. Но, чем быстрее получится усвоить главные принципы сторителлинга, тем меньше шишек будет набито и тем быстрее увеличится аудитория “поклонников”.
По каким принципам формируется эффективный сторителлинг?
- Наличие завершенного сюжета
- Герой должен быть понятен конкретной аудитории
- В истории должны быть прорисованы детали: обстановка, диалоги, характеры
- Избегайте монотонности как в самих историях, так и в их подаче
- 90% - стиль всей истории, 10% - акценты (цитаты, заголовки)
- История может быть объемной, но не перегруженной описаниями, лишними подробностями
- Соблюдайте баланс между яркостью и провокационностью заголовка
- Будьте конкретными - события и персонажи должны иметь рамки: реальное время / место, живые примеры. Общие фразы убивают ценность истории.
Вышеуказанные правила и принципы - ваши первые помощники, если вы только учитесь основам сторителлинга и если вы считаете, что уже точно знаете, как писать. Сторителлинг требует от автора постоянного совершенствования. Поэтому, слушайте советы более опытных рассказчиков, сравнивайте свои работы с чужими и будьте в меру самокритичными.
Как научиться сторителлингу
Освоение сторителлинга можно начать с просмотра выступлений лидеров сферы, которая вас интересует, чтения литературы (профильной и не только). Материалом для сюжета может стать что угодно: книга, наблюдение из жизни, чья-то история, поэтому, учитесь быть хорошим слушателем и даже психологом, замечайте детали и скрытые смыслы.
Чтобы структурировать все, что может вам понадобиться для создания историй, заведите дневник и фиксируйте в нем свои мысли, события, планы. Кроме того, ведение записей будет постепенно развивать в вас навык построения рассказа.
Не стоит скептически относиться к платным курсам по сторителлингу. Разумеется, у каждого рассказчика свой подход к общению с аудиторией, но если вы и не выйдете из курса готовым “писателем”, то точно наберетесь вдохновения для первых шагов в сторителлинге. Как минимум, для того, чтобы сделать по-своему.
Классические техники сторителлинга
Итак, какие же приемы наиболее популярны в сторителлинге?
Начинаем с кульминации
Писатели шутят, что для хорошего сюжета в книге на первых 10 страницах должно появиться голое или мертвое тело. И в этом есть значительная доля правды. Ничто так не интересует читателя, как запретное. А если автор к тому же сразу бросает вас в гущу событий и заставляет идти по следу - вы точно не оставите историю непрочитанной (или недосмотренной).
С этой техникой стоит быть осмотрительным и не преподносить сразу слишком много действий. Оставляйте недосказанности, ведите сюжет до конца в таком же напряжении и держите аудиторию на крючке до самого финала истории.
История в рамке
Суть такой техники – устроить водоворот мини-историй внутри одной основной истории, которая сопровождает читателя от начала и до конца.
По принципу рамки выстраиваются, например, рассказы о зонтичных брендах, где автор вплетает в одну большую легенду несколько маленьких. Как это работает? Яркий образец – путь конгломерата Virgin. Книги Ричарда Брэнсона стали целой «летописью» вот уже 50-летнего бренда, объединившего в себе необъединимое – от авиаперелетов до издательской сферы, от медицины и до банковского дела. Красной нитью везде проходит биография самого создателя и становление Virgin Group. Путь Брэнсона можно смело охарактеризовать и как мономиф.
Мономиф (герой-победитель)
Концепция состоит в подвергании героя сложностям, преградам, из которых он выйдет не просто, сохранив лицо, а став великим.
Техника «мономифа» - самая понятная и простая. Но здесь есть опасность расслабиться и заблудиться в сюжете, акцентируя внимание только на ярких событиях. Читатель замечает и чувствует всё, поэтому будьте внимательны к построению повествования.
Ожидание / реальность
Подобный подход направлен на мгновенную мотивацию аудитории, побуждению к действию. Достигается эффект за счет сравнения «как есть сейчас» и «как может быть, если…».
Метод действенный в том случае, если вам действительно есть что предложить читателю, и если вы уверены в своей способности убеждать.
Фальстарт
Читатель привык к вам, не ждет ничего нового. Или же он впервые заходит на ваш сайт, подобный тысячам других, и все так же уверен в том, что знает, о чем вы ему расскажете.
Но что, если после 3 привычных предложений «мономифа» всё внезапно рухнет, и история повернет совершенно в другую сторону? Вы даете читателю ложное ощущение предсказуемости и вдруг выбиваете его из зоны комфорта неожиданным ходом событий.
Такой подход отлично работает на мастер-классах, в социальной и коммерческой рекламе.
Есть и другие интересные техники, о которых мы не упомянули. Кроме того, вы можете создать свою, уникальную. Ведь преподнести историю можно по-разному, в зависимости от цели сторителлинга и того, как умело вы сможете использовать ту или иную технику.
Ошибки новичков
Какие же трудности могут возникнуть на пути создания контента? Почему идея вдруг оказывается нерабочей, а «готовая основа» не спасает историю?
Первая распространенная ошибка неопытного рассказчика – придумывание истории «по случаю». В маркетинге часто грешат приемами сторителлинга, и, стараясь быть потребителю максимально близкими, сочиняют истории под каждую идею. Это грозит отторжением со стороны аудитории. Слушатели быстро почувствуют неискренность и ваше желание угнаться за тенденциями рекламы. Это не значит, что история должна быть на 100% правдивой.
Максимального вовлечения аудитории можно достичь, умело совмещая правду и вымысел - достаточно правдиво, чтобы читатель поверил, и достаточно вымышлено, чтобы он не заскучал.
Еще одна ошибка - отсутствие конфликта в истории. Добавьте или усильте драматичность сюжета, если он слишком постный. Проверить это легко - протестируйте свою историю на реальном слушателе. Одно дело - молча пробежать глазами по тексту, а совсем другое - озвучить его перед кем-то впервые.
При чтении вслух все недочеты текста становятся заметны. Если вам захочется дочитать историю как можно скорее, чтобы не обременять слушателя и не надоесть - это явный признак отсутствия остроты сюжета, которую и дополнит хорошая выдумка.
Используйте технологию сторителлинга, чтобы быть убедительнее для своей аудитории, но не забывайте: чтобы сторителлинг работал, недостаточно просто создать хороший сюжет. Работайте над его продвижением, учитесь преподносить историю, воздействуя на все органы чувств адресата. Будьте открыты аудитории и вам поверят.
Публикации по теме:
- Как правильно писать SEO - тексты
- Что такое SMM продвижение
- Комплексный интернет-маркетинг — во сколько раз вырастет Ваша прибыль
НАШИ УСЛУГИ
Продвижение в соц. сетях (SMM) | Аудит, создание маркетинговой воронки | Продвинутая аналитика рекламных инструментов |
Войти с помощью