Содержание:
- Маркетинговый аудит – важное о главном
- Кому же все-таки жизненно необходим маркетинговый аудит
- Когда проводится аудит маркетинга
- Внутренний маркетинговый аудит
- Внешний маркетинговый аудит
- Что важно знать о клиенте
- Что стоит знать о конкурентах
- 4 способа провести недорогой маркетинговый аудит самостоятельно
Маркетинговый аудит – важное о главном
Как узнать, как оценивают потребители ваш продукт, его технические характеристики и качество? Выигрывает ли ваша услуга по сравнению с конкурентами? Какими методами для продвижения пользоваться, чтобы извлечь максимум прибыли?
Если вы даете ответы на эти и другие вопросы, то без труда примите правильное решение. А если есть доля сомнений, тогда советуем вам дочитать эту статью до конца и убедиться в важности качественного анализа маркетинга. Как минимум, он позволит вам не потратить впустую средства на продвижение продукта.
В этой статье мы в доступной форме объясним, почему так важно изучить свою нишу, конкурентов, продукт и ЦА. А также напишем список вопросов и несколько простых методов маркетингового аудита, с помощью которых Вы сами сможете провести мини-анализ, переосмыслить маркетинг компании и внедрить новые идеи.
Итак, начнем.
Кому же все-таки жизненно необходим маркетинговый аудит?
Тем, кто хочет узнать:
- Почему клиенты идут к конкурентам?
- Каков объем продаж ожидать завтра и в ближайшие год-два?
- Правильно ли выбрана стратегия маркетинга?
- Каковы возможности вашего продукта/услуги и как их реализовать?
Когда проводится аудит маркетинга?
В идеале, перед запуском нового продукта, чтобы выявить наиболее продуктивные пути развития компании. В реальности, когда вы хотите получить большую эффективность от внедренных методов продвижения.
Маркетинговый аудит— это профессиональное решение вопроса — есть ли перспективы у данной компании на рынке и что надо сделать, чтобы достичь наивысших показателей продаж.
Он проводится с целью:
- удержать лидерские позиции;
- улучшить продукт или его презентацию;
- увеличить обороты для получения большей прибыли и сокращения затрат.
Основные задачи такого аудита:
- найти проблемы и недостатки, которые тормозят развитие компании и препятствуют выполнению планов и достижению целей;
- выявить и подчеркнуть преимущества продукта/услуги, что позволит сформулировать уникальное торговое преимущество;
- разработать комплекс рекомендаций для эффективной реализации маркетинговой стратегии.
Маркетинговый аудит должен быть систематизированным и регулярным. Потому что важно понимать текущие изменения на рынке и обновлять маркетинговые планы, чтобы не только не терять прибыль, а и приумножать ее:
- исследуя текущие и прошлые рекламные материалы;
- анализируя веб-сайты, источники продвижения и их эффективность;
- делая детальный анализ работы отдела продаж;
- опрашивая целевую аудиторию, в том числе текущих и бывших клиентов;
- анализируя другие бизнес-процессы, которые прямо или косвенно влияют на конечный результат.
Анализ маркетинга компании бывает 2-х видов: внешний и внутренний. Давайте разберемся, что это и зачем оно нам.
Внутренний маркетинговый аудит
Он состоит из:
- анализа работы отдела маркетинга (насколько эффективно работает этот отдел, как распределены обязанности и т.д.);
- анализ эффективности рекламной кампании. Тут важно определить правильно ли выбраны каналы коммуникации с клиентами и насколько эффективно используются данные методы привлечения и удержания клиентов. По итогам профессионального маркетингового аудита вы получаете ценные советы о рекомендованных каналах продвижения и построения максимально эффективно работающего маркетинга и системы продаж. Этот пункт тесно связан с анализом целевой аудитории и конкурентов, поскольку чтобы провести эффективную рекламную кампанию необходимо иметь ясное представление о рынке.
- анализ продукта (услуги). Почему люди покупают именно ваш продукт, какие характеристики ценны для клиента, особенности и уникальные характеристики самого продукта, что именно выделяет товар или связанный с ним сервис на фоне конкурентов?
Внешний маркетинговый аудит
Он включает две составляющие:
- Анализ конкурентов;
- Анализ целевой аудитории.
Очень часто наши клиенты, работая многие годы в бизнесе, при заполнении брифа для комплексного маркетингового продвижения, не могут ответить на, казалось бы, элементарные вопросы об их клиентах.
Если вы для себя ответите на эти вопросы, то сможете более эффективно построить маркетинговую программу и увеличить прибыль соответственно.
Что важно знать о клиенте?
- Кто является целевой аудиторией компании? (не только гендерная принадлежность и возраст, а, возможно, типичные интересы, страхи, авторитеты и т.п.)
- Можно ли выделить отдельные группы клиентов (сегменты)?
- Кто те люди, которые приносят больше всего денег (покупают чаще всего)?
- Какими критериями люди руководствуются при выборе товара?
- Что ценят клиенты в вашей компании, а чем они недовольны?
Что стоит знать о конкурентах?
- Кто ваши конкуренты?
- Как они позиционируются на рынке?
- Каковы их преимущества и почему клиенты покупают у них?
- Какими методами продвижения пользуются?
- На каких площадках размещают рекламу?
4 способа провести недорогой маркетинговый аудит самостоятельно
Конкуренты в сети
Один из самых простых способов проанализировать конкурентов, это заполнить эту таблицу.
|
Сайт |
Преимущество 1 |
Преимущество 2 |
Преимущество 3 |
Конкурент 1 |
|
|
|
|
Конкурент 2 |
|
|
|
|
Конкурент 3 |
|
|
|
|
Конкурент 4 |
|
|
|
|
Конкурент 5 |
|
|
|
|
Конкурент 6 |
|
|
|
|
Как заполнять. Например, Вы продвигаете (или планируете это делать) свой продукт в Интернете. Зайдите в Google и выберите минимум 5 компаний (сайтов), которые стоят на первых позициях по вашим ключевым запросам в контекстной рекламе и 5 компаний из органического поиска. Распишите их ключевые характеристики и что может влиять на решение о покупке. Например, уникальное торговое преимущество, перечень услуг, что конкуренты предлагают бесплатно, цены и другие показатели в зависимости от сферы бизнеса. Также очень важно отследить по какому каналу привлекаются клиенты на сайт (контекст, сео, эмейл-рассылка) и какова посещаемость ресурса. Это можно сделать с помощью дополнительных сервисов и инструментов интернет-маркетинга.
Тестирование маркетинговых материалов
Какие бы вы маркетинговые материалы не использовали – лендинг пейдж, рекламная листовка, письмо для e-mail-рассылки, статьи на блоге, рекламный ролик – Вы можете повысить их эффективность, если поинтересуетесь, что думают о них потребители, дистрибьюторы, или же кто-либо еще, знакомый с Вашим бизнесом.
К слову о тестировании! При внедрении интернет-маркетинговых методик для повышения продаж обязательно делайте автоматическое тестирование рекламных объявлений. Или настаивайте на A\B-тестировании, если рекламу настраивает независимая маркетинговая компания.
Опрос покупателей
Вы можете составить список интересующих Вас вопросов и попросить клиентов его заполнить при покупке товара. Это можно сделать по электронной почте, если Вы развиваете свой бизнес в Интернете. Спросите, откуда они о вас узнали (при построении воронки продаж это можно сделать, используя специальные метки), насколько обходителен персонал по сравнению с персоналом других компаний, довольны ли они службой доставки, насколько товар соответствует их требованиям и ожиданиям, какую компанию или какой товар они считают лучшими в данный момент.
Исследование «великолепия» компании
Задайте один вопрос 10 вашим постоянным клиентам: «Каким наилучшим качеством обладает ваш товар/услуга/компания». Понимание того, в чем потребители видят вашу уникальность и великолепие, поможет вам при формировании маркетинговой стратегии. Делая акцент на своих сильных сторонах в рекламных кампаниях, вы завоюете гораздо больше клиентов.
Существует еще множество приемов для самостоятельного изучения аудитории, конкурентов. Но чем выше Вы ставите планку для вашего бизнеса, тем более качественным и профессиональным должен быть маркетинговый аудит. Еще одна причина заказать его у независимой компании – это то, что его независимые от руководства компании специалисты, они обладают всем необходимым инструментарием и опытом не только в маркетинговом анализе, а и в продвижении товара на рынок с максимальными результатами. Выбор за Вами!
А как вы проводите маркетинговые аудиты в своей компании? Пишите в комментариях и задавайте вопросы нашим специалистам. Хорошего дня и спасибо, что Вы с нами!
Войти с помощью